Под государственным земельным контролем понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по государственному земельному контролю переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).
Органы государственного земельного контроля традиционно осуществляют государственный земельный контроль в соответствии со своей компетенцией. Они организовывают проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений; принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель.
Земельный контроль осуществляется в виде государственного, муниципального, общественного и производственного контроля посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с требованиями статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Все собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
– сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
– осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
– своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
– своевременно производить платежи за землю;
– соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
– не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
– выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае выявления нарушения земельного законодательства в ходе осуществления проверки, государственные инспекторы по использованию и охране земель принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также осуществляют деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689, Управление Росреестра и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
б) порядка переуступки права пользования землёй;
в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;
е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Росреестра и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:
– часть 1 статьи 7.2 КоАП – уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков;
– статья 7.10 КоАП – в части самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного;
– часть 1 статьи 8.8 КоАП – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;
– часть 2 статьи 8.8 КоАП – невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В целях устранения правонарушений Росреестром (его территориальными органами) выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых впоследствии Росреестром (его территориальными органами) контролируется.
В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.
К нарушителям земельного законодательства применяются меры в строгом соответствии с требованиями:
– Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
– Земельного кодекса Российской Федерации;
– Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
– постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006г. № 689 «О государственном земельном контроле»;
– приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.06.2011г. № 318 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
– иных нормативных правовых актов.
В ходе осуществления государственного земельного контроля выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.
По всем вопросам государственного земельного контроля, Вы можете обратиться за консультацией в Адыгейский отдел Управления Росреестра по Республике Адыгея по адресу: г. Адыгейск, ул. Советская,2 или по телефону: 87772 2-00-42